Нормо-час (механический участок) - это норматив, разработанный специально для выполнения сервисно-ремонтных работ. Рассчитывается он на основе продолжительных исследований техническими специалистами. Любая работа по ремонту и обслуживанию описана в каталоге и имеет норматив по выполнению (Вита-Моторс использует документацию Mitchell и Alldata). Просьба учесть, что норматив не связан линейно с реально затраченным временем на выполнение операции!
Приведем пример: замена втулок заднего стабилизатора на Jeep Liberty 2002 года. По каталогу Mitchell на эту работу отводится 0.7 н/ч. Однако, абсолютно одинаковых специалистов не бывает, а норматив – разумеется, вещь усредненная: один мастер уложится в полчаса, другой в час - в любом случае, сервисы (Вита-Моторс в том числе) работающие по нормо-часам (бывает просто прейскурант или договор) возьмут с клиента стоимость своего нормо-часа с поправкой на коэффициент данной работы, указанный в соответствующем справочнике.
В приведенном примере, коэффициент составляет 0,7 нормо-часа, т.е., стоимость операции составит 1250р./ч × 0.7ч = 875 рублей. Если проблемный узел имеет ржавый крепёж, «слизанные» грани на болтах/гайках, потянутая/сорванная резьба (это самые частые проблемы), то стоимость заказанной работы естественно вырастет, но будет состоять из двух частей:
- расцененная по каталогу работа - это неизменная составляющая!
- слесарная составляющая - прогонка резьб, сварочные работы, подбор/удаление (высверливание) крепежа и т.п.
В этом случае размер оплаты зависит от объёма дополнительных работ, которые рассчитываются по справочникам, либо, исходя из фактически затраченного времени.
Приведем еще один пример: замена колодок (или, например, тормозных дисков) на автомобиле может быть выполнена по двум сценариям (в зависимости от загруженности СТО и ряда других факторов):
- Все работы проводятся одним слесарем.
- Работы выполняются двумя слесарями, каждый, независимо от другого, работает на своей стороне.
Во втором случае затраченное время будет вдвое меньше, но владелец автомобиля оплатит исключительно установленный норматив, и, возможно, дополнительные слесарные работы. Ни вдвое меньше (из-за сэкономленного времени), ни вдвое больше (потому, что работы выполнялись двумя мастерами). Ближайший аналог расчета - применение человеко-часов (из чего, вероятно и исходят составители справочников: время, затраченное на выполнение той или иной процедуры сферическим слесарем в вакууме).
В любом случае мастера «Вита-Моторс», перед выполнением любых работ, всегда согласуют с клиентом предварительную смету.
Стоимость нормо-часа устанавливается сервисом самостоятельно, а вот количество нормо-часов за выполняемый объём работ - неизменно. Помните об этом, когда некоторые сервисы пытаются заманить клиента, низкой стоимостью нормо-часа, например 700р. Чудес не бывает, и если стоимость часа ниже среднестатистического, то подвох, скорее всего, кроется в количестве нормо-часов, за которые вас попросят заплатить. Заранее узнайте, сколько нормо-часов займёт та или иная работа и проверьте это позвонив в любой другой сервис (разумеется, той же марки обслуживания).
Как правило, получается так - что в Вита-Моторс стоит один нормо-час, в альтернативном сервисе, с искусственно заниженной стоимостью нормо-часа, минимум два н/ч, а то и два с половиной!;) Никогда не делайте выводы о сервисе по стоимости нормо-часа, а исключительно по полной стоимости оказываемой услуги!
Обратите внимание: нормо-часы не рассчитывались для диагностических процедур и любого вида тюнинга!