Важность регулярной регулировки сход-развала
Сход-развал - что это такое? Как часто надо делать сход-развал? Зачем надо делать сход-развал? Попробуем ответить, не слишком глубоко внедряясь в техническое обоснование.
Основная ошибка автовладельцев по отношению к процедуре регулировки углов установки колес (то же самое, что сход-развал или развал-схождение) – заниженная оценка важности этой процедуры. Как правило, выполнение регулировки сход-развала прибегают в двух случаях – исключительно после замены деталей подвески и рулевого управления, реже при сезонной замене резины – а это неправильно!
В сервисной документации большинства современных автомобилей проверка (при необходимости регулировка) углов установки колёс является стандартным пунктом каждого "большого" планового технического обслуживания (как правило, ТО-2, реже ТО-3) - поскольку все подвижные и упругие элементы подвески подвержены естественной деформации и износу в процессе эксплуатации.
Ведь не только шаровые опоры, опоры стоек амортизаторов, шарниры рулевых тяг и механизмы рулевых реек/интегральных рулевых редукторов принимают на себя удары от неровностей дороги, но также, например, сайлент-блоки рычагов и рессор, что однозначно сказывается на параметрах заводской установки, как и проседание упругих элементов подвески, таких как рессоры, пружины и торсионы, тоже влечет изменение углов установки колес!
Неправильное или несвоевременно отрегулированные углы установки колёс отражаются не только на интенсивном износе резины, но, что гораздо важнее, - на управляемости автомобиля и его поведению на дороге в целом, а это – не только ваша безопасность, но и безопасность остальных участников движения.
Поверьте, что ежедневная парковка одной стороной на бордюр за 10000км межсервисного пробега может серьёзно изменить углы установки - как следствие, появится увод автомобиля в сторону при прямолинейном движении, и, естественно, износ протектора.
Ударная нагрузка на переднюю подвеску при скоростном преодолении искусственных препятствий, например, "лежачих полицейских", особенно на автомобилях с подвеской мак-ферсон, может привести параметры оси наклона управляемых колёс (кастер) к нулевому или даже отрицательному значению, а это неминуемо скажется на управляемости.
Коротко и просто
Если углы развала справа и слева различаются, то автомобиль начинает уводить в сторону и требуется постоянное подруливание. Нарушенное схождение ведет к так называемому рысканию на дороге. Автомобиль с кастером ниже заводского значения отказывается самостоятельно возвращать рулевое колесо в нулевое положение, что особенно ощутимо при выходе из поворотов.
Регулируемые параметры
Сход-развал или развал-схождение, как обычно называют регулировку углов установки колес в народе, на самом деле имеет не две позиции подлежащие регулировке, как в названии, а четыре, но только три из них доступны к регулировке в условиях сервиса, четвертая - конструктивно заложенный статичный заводской параметр - угол поперечного наклона оси.
Основным параметром, отвечающим, как раз за износ резины, является схождение (toe) - многие помнят из советского прошлого: "поправить схождение", в былые времена именно этим и заканчивался процесс регулировки.
Действительно, на большинстве старых советских грузовиков остальные регулировки были недоступны конструктивно. За окном, тем временем, XXI век, потому переходим к развалу (camber) - этот параметр отвечает за устойчивость и управляемость, особенно в поворотах. Именно правильно выставленный развал колёс даёт возможность погасить вибрации от поверхности дороги посредством резины, не передавая всю прелесть наших «направлений» на рулевое колесо.
Кастер (Caster angle) - угол продольного наклона оси, для наглядности влияния этой настройки, вспомним поведение обычной продуктовой тележки из супермаркета, колёса которой при движении по прямой сами выравниваются при движении, по этой же причине переднее колесо велосипеда едет прямо, даже когда мы толкаем его, держа за седло… Здесь пояснять ничего не надо, всё вполне доступно.
Нелишней будет информация и о том, что углы установки колес, рекомендованные заводом-производителем, регламентированы и для задней оси автомобиля, даже оснащенного неразрезным мостом, то есть априори лишенным возможности регулировки: например, почти все легкие грузовики большой американской тройки - Шевроле Тахо, Шевроле Сильверадо, Додж Рэм, Додж Дюранго, Форд Экспедишн, Форд Ф-150 и проч., не говоря уже о автомобилях с независимой задней подвеской.
Сход-развал в Вита-Моторс
Регулярно обновляемое программное обеспечение нашего сход-развального стенда позволяет выполнять регулировку углов колёс всех осей любого американского автомобиля и не только - у нас есть установочные данные на автомобили всех мировых брендов (около 20000 наименований), поэтому застать нас врасплох даже самой редкой моделью точно не получится. База данных автомобилей клиентов позволяет проверить, не только периодичность регулировок, но и воспроизвести все параметры по каждому автомобилю в любой период времени.
По окончании регулировки углов установки колес клиент (по желанию) получает распечатку с данными автомобиля (модель, номер, пробег) разделенную на два поля:
- Параметры углов установки колёс до проведения сход-развала
- Параметры углов установки колёс после проведения сход-развала
Кстати, схождение и развал выровнять на цельной балке не реально, но, например, повернуть мост в параллель с передней осью (перпендикулярно раме) вполне возможно, даже на автомобиле с рессорной подвеской. С этой задачей мастера Вита-Моторс справляются легко, как и с изменением угла атаки моста - опыт наработан огромный.
Также нам не составит труда подобрать необходимые значения углов установки колёс для нестандартных подвесок, например, для автомобилей с заниженной подвеской (Lowrider), лифтованной (Lift suspension) или для специальных автомобилей ограниченного использования (Show car, спортивные соревнования и т.д.)
Стоимость дополнительных работ
При выполнении регулировки углов установки колес зачастую возникает необходимость выполнения дополнительных работ, которые не включены в стоимость процедуры. Например, следующие работы:
- увеличение (расточка) отверстия болта крепления стойки типа мак-ферсон для регулировки параметров развала, если регулировка не предусмотрена производителем, либо штатного отверстия не хватает по допуску.
- выравнивание неразрезного моста (переднего или/и заднего) на рессорной подвеске
- развертка отверстий ("вырубание окон") в раме (Chevrolet Tahoe например) для увеличения хода регулировки рычага
- слесарные работы по устранению неподвижности регулировочных соединений
и подобные - рассчитываются по нормативам каталогов Mitchell и Alldata; если нормативы отсутствуют в каталоге - по фактически затраченному времени. Все необходимые работы и их стоимость мастер смены в обязательном порядке предварительно согласовывает с клиентом.
Просьба с пониманием отнестись к тому, что "хоть как-нибудь" сделать сход-развал на автомобиле с разбитыми шарнирами рулевых тяг, повышенным люфтом в ступичных подшипниках, при лопнувшем листе рессоры или витке пружины практически нереально, вернее сход-развалом это назвать будет нельзя, даже с натяжкой.
Поэтому мы, продемонстрировав клиенту все обнаруженные дефекты подвески, предложим сначала провести работы по их устранению и лишь после этого выполним процедуру регулировки углов установки колёс на высоком профессиональном уровне с гарантией.